развивали скальды

Июнь 9, 2013 - 5:46 пп Комментарии к записи развивали скальды отключены

В таком роде ее развивали скальды, творческая деятельность которых продолжалась от конца VIII-го до конца XI-го столетия. К поэзии скальдов примкнула историческая проза Исландии. Самым спасительным ее произведением оказывается знаменитая история норвежских королей, написанная Снорри Стурлуссоном, убитым в 1241 году; по своим начальным словам она обыкновенно называется Heimskringla (мировой круг), начинается с мифической древности и доходит до 1176 года, составляя превосходное дополнение к «Старшей Эдде» и наглядно выражая в духе и в форме всю дикость древней северной жизни викингов. Тому же Снорри приписывается главное дидактическое произведение исландской литературы, «Младшая Эдда», которая также называется Снорраэдда, хотя только часть ее действительно написана Снорри; эта книга в трех отделениях трактует сначала о божественных мифах; потом о правилах, которыми должны руководствоваться скальды при составлении своих песен, и наконец, об исландских буквах (рунах) и о правилах красноречия.

Азами (сев. aesir единств, as) назывались боги германского севера; это слово тождественно с готским arisen, которое Иорнанд переводит словом полубоги (Semidei). Религиозное миросозерцание германцев, как оно выразилось в Эддах, оказывается политеистическим. Однако этот политеизм стоял гораздо выше простого чувственного фетишизма; в основании религии азов лежало признавание духовного первобытного существа, общего отца (Walvater, Alfadur, Alldafathr), который существовал до начала мира и будет существовать после его разрушения. Творческому слову этого первобытного существа все обязано своим существованием, в том числе боги и люди. Различные атрибуты этого верховного божества явились перед народным сознанием в более осязательных образах богов и богинь.

Так сложился Северный Олимп (Асгард). Верховный владыка его — мудрый Один, едущий верхом на своем восьминогом чудесном коне Слейпнире и держащий в руках копье Гунгнир, которое никогда не дает промаха. Вокруг него группируется его многочисленное потомство: бог грома Тор, сильнейший в бою, тот из азов, к которому северные мифы относятся с наибольшим сочувствием, вооружен неотразимо разрушающим молотом Миеллниром; далее кроткий, справедливый Бальдур, быстрый, хитрый Гермодур, расточающий песни Брагур или Браги, затем Геймдаль, сторож моста Бифрест, ведущего к Асгарду, бог погоды Фрейр, разбиратель споров Форсети, молчаливый Видар, мужественный Уллер, Вали, мастерски стреляющий из лука, управляющий ветрами Шердр, слепой Гедур и неустрашимый Тир.

Комментарии закрыты.